villmanstrand (villmanstrand) wrote,
villmanstrand
villmanstrand

АКСЕЛЕРАЦИОНИСТСКИЙ МАНИФЕСТ

Оригинал взят у skurlatov в АКСЕЛЕРАЦИОНИСТСКИЙ МАНИФЕСТ вполне сопрягается с системой Панлог http://panlog.com/page/panlog 2
Вошел бы в состав Инициативной группы, руководствующейся данным Манифестом, тем более что его основные положения подробно-конкретно проработаны в данном моём Живом Журнале, а совершенно практичные рецепты их реализации представлены в документах глобальной информационно-репутационной системы Панлог http://panlog.com/page/we/5805. Кто мог бы составить компанию? -Оригинал взят у analitik_tomsk в АКСЕЛЕРАЦИОНИСТСКИЙ МАНИФЕСТ. Окончание


03: Манифест: О будущем

1. Мы считаем, что основная линия разграничения между современными левыми проходит между теми, кто придерживается принципов народной политики локальности, прямого действия и горизонтальных структур – с одной стороны и теми, кто пытается наметить черты того, что можно назвать акселерационистской политикой, принимающей модернизацию во всей ее абстрактности, комплексности, глобальности и технологическом развитии.

Сторонники политики локальности удовлетворяются лишь созданием небольших (и функционирующих лишь временно) зон не-капиталистических социальных отношений, избегая при этом реальных проблем, следующих из того факта, что им приходится сталкиваться с врагом, в сущности, не-локальным, абстрактным и глубоко укоренившемся в нашей повседневной инфраструктуре. Подобного рода политика изначально несет в себе зародыш будущих неудач. Акселерационистская политика, наоборот, пытается сохранить все достижения позднего капитализма, но пойти еще дальше – выйти за рамки капиталистической системы стоимости, правительственных структур и тех массовых патологий развития, к которым приводит капитализм.

2. Все мы желаем работать меньше. Ведущие экономисты послевоенной эпохи действительно почему-то считали, что просвещенный капитализм неизбежно будет вести к радикальному сокращению рабочего времени. В работе «Экономические перспективы для наших внуков» (1930 г.) Кейнс предвидит капиталистическое будущее, в котором рабочий день будет сокращен до трех часов. Вместо этого мы пришли к тому, что размывается даже само разграничение между жизнью и работой, а работа фактически проникает в каждый аспект возникающей ныне социальной фабрики.

3. Капитализм начал сдерживать развитие производственных сил и технологии, либо, в лучшем случае, направлять их на решение сугубо узких задач. Патентные войны, монополизация – все эти феномены указывают на то, что капитал стремится покончить с конкуренцией, а также на то, что капиталу всё в большей степени свойственен ретроградный подход к технологии. Даже инерционные достижения неолиберализма не привели к сокращению рабочего времени или уменьшению стресса. Вместо мира космических путешествий, «футурошока», реализации революционного технологического потенциала, мы живем в мире, в котором развивается лишь крайне медленное усовершенствование гаджетов для потребителей. Беспрестанное повторение вариаций одного и того же продукта позволяет поддерживать максимальный потребительский спрос, однако происходит это за счет снижения ускорения в развитии самого человека.

4. Мы не желаем возврата к фордизму. Возврата к фордизму и быть не может. «Золотой век» капитализма был обусловлен производственной парадигмой упорядоченной фабричной системы организации труда – работники (мужчины) получали обеспечение основных жизненных стандартов и социальную защищенность в обмен на пожизненную отупляющую скуку и социальное угнетение. Существование данной системы базировалось на международной системе колоний/империй и недоразвитой периферии; на внутринациональной иерархии, проявлявшейся в формах расизма и сексизма; и на внутрисемейной иерархии, проявлявшейся в подчиненном положении женщины. И насколько бы некоторые не ностальгировали по тому режиму, возврат к нему не только нежелателен, но и невозможен на практике.

5. Акселерационисты желают высвободить все сдерживаемые и скрытые производственные силы. В рамках нашего проекта материальную платформу неолиберализма разрушать не следует. Ее функционирование необходимо лишь перенаправить так, чтобы она работала на удовлетворение общих нужд. Существующая инфраструктура – это не стадия капитализма, который необходимо уничтожить, а, скорее, трамплин для прыжка в пост-капитализм.

6. Учитывая нынешнее порабощенное состояние технонауки – ее подчинение целям капитализма (усилившееся с конца 1970-х годов), мы, конечно, даже не знаем пока, каким вообще может быть модернизированное техносоциальное будущее устройство. Кто из нас может знать, какой неиспользуемый потенциал таится даже в тех технологиях, которые на данный момент уже существуют? Мы ставим на то, что подлинный потенциал трансформаций наших технологических и научных исследований, по большому счету, еще не использован. Этот потенциал уже сейчас имеет огромный нереализованный резерв или прадаптации, которые станут решающими лишь после выхода за пределы близорукого капиталистического социуса.

7. Мы хотим ускорить процесс технологической эволюции. Однако то о чем мы говорим – это вовсе не техно-утопизм. Не думайте, что одной лишь технологии достаточно для того, чтобы спасти нас. Она, конечно, необходима, но без социо-политических действий ее будет недостаточно. Технология и социальное тесно переплетены друг с другом – изменения одного высвобождают потенциал и ускоряют изменения другого. Если техно-утописты выступают за ускорение прогресса, так как считают, что он автоматически разрешит социальные конфликты, то мы утверждаем, что ускорение развития технологий необходимо как раз для того, чтобы обеспечить нам победу в социальных конфликтах.

8. Мы считаем, что при любом варианте пост-капитализма потребуется и пост-капиталистическое планирование. Вера в то, что после революции люди самопроизвольно смогут создать новую социо-экономическую систему, а не просто вернуться к тому же капитализму – в лучшем случае говорит о наивности, в худшем – о невежестве. Для того чтобы продвинуться дальше, нам необходимо составить когнитивную карту нынешней системы и предполагаемый образ будущей экономической системы.

9. Для этого левым необходимо взять на вооружение все технологические и научные новшества, созданные капиталистическим обществом. Мы заявляем, что квантификация – это отнюдь не некое зло, которое необходимо уничтожить, а инструмент, который необходимо использовать наиболее эффективным образом. Экономическое моделирование – это, проще говоря, то, что необходимо для постижения нашего сложного мира. Хотя финансовый кризис 2008-го показал насколько рискованно слепо принимать на веру математические модели, однако это, скорее проблема нелегитимности властей, а не математики.

В качестве инструментов в данном случае можно использовать агентное моделирование, социально-сетевой анализ, анализ «больших данных» и неравновесные экономические модели – все эти типы анализа являются необходимыми когнитивными посредниками в процессе понимания такой сложной системы, как современная экономика. И левые акселерационисты должны быть грамотными и в этих технических областях.

10. Всякая трансформация общества должна включать экономические и социальные эксперименты. Чилийский проект «Киберсин» можно считать своеобразным символом такого экспериментаторского подхода – мы видим здесь пример совмещения продвинутых кибернетических технологий, сложного экономического моделирования и демократической платформы, встроенной в саму технологическую инфраструктуру. Аналогичные эксперименты проводились в 1950-60-х годах и советской экономикой, в ходе которых для преодоления проблем, с которыми столкнулась первая коммунистическая экономика, применялись кибернетика и линейное программирование. И причины того, что оба этих примера оказались в итоге безуспешными, следует искать в политически и технологически ограниченных возможностях того времени – в тех условиях, в которых доводилось работать первым кибернетикам.

11. Левые должны добиться социотехнической гегемонии, как в сфере идей, так и в сфере материальных платформ – инфраструктуры мирового общества. Именно эти платформы создают основные параметры того, что затем воспринимается, как возможное в поведенческом и идеологическом плане. В этом отношении они являются воплощением материального трансцендентного нашего общества – это то, что делает возможным конкретный набор действий, отношений и типов власти. Хотя нынешняя глобальная платформа и имеет наклон в сторону капиталистических социальных отношений, но такое состояние не является неизбежным или необходимым. Все эти материальные платформы производства, финансов, логистики и потребления можно перепрогамировать и переформатировать так, чтобы они служили уже нуждам пост-капитализма – и они будут перепрограммированы и переформатированы.

12. Мы отнюдь не думаем, что для достижения всех этих целей достаточно лишь прямого действия. Привычная тактика маршей, размахивания транспарантами, создания временных автономных зон рискует стать удобной заменой подлинной результативности и успеха. «По крайней мере, мы хоть что-то делаем» – таков лозунг тех, кто ставит самооценку превыше эффективности. Единственный критерий верной тактики: ведет она в итоге к достижению значительных результатов или нет. Пора покончить с фетишизацией устоявшихся форм политического действия.

К политике необходимо относиться, как к набору динамических систем, движимых конфликтами, адаптацией, контрадаптацией и стратегической гонкой вооружений. А это означает, что любая конкретная форма политического действия со временем затупляется и становится неэффективной по мере того, как другая сторона к ней успевает адаптироваться. Исторически никакая форма политического действия не является нерушимой. Со временем всегда усиливается необходимость отбросить привычную тактику, поскольку те силы и организации, против которых она используется, начинают учиться защищаться и достаточно успешно контратаковать. Причина слабости нынешних левых отчасти и заключается в их неумении быстро менять тактику.

13. Следует отбросить господствующую ныне концепцию «демократии-как-процесса». Фетишизация открытости, горизонтализма и всеобщего участия, свойственная многим современным «радикальным» левым предопределяет неэффективность их действий. Секретность, вертикаль, недопущение кого-либо к участию – все эти аспекты также имеют место в эффективной политической деятельности (хотя, конечно, не только они).

14. Демократия не может определяться лишь наличием демократических методов – она не определяется ни голосованием, ни дискуссией, ни генеральными ассамблеями. Реальная демократия должна определяться своими целями – коллективным самоуправлением. В рамках данного проекта сама политика должна равняться на наследие Просвещения – в том смысле, что лишь в полной мере используя свои способности к пониманию самих себя и окружающего мира (нашего социального, технического, экономического и психологического мира) мы можем прийти к умению управлять сами собой. Мы должны установить коллективно контролируемую и легитимную вертикаль власти, которая будет дополнять развитые горизонтальные социальные формы: мы должны избежать вероятности как стать рабами тирании тоталитарного централизма, так и зависимости от неустойчивости ныне возникающих неподконтрольных систем. Командная система Плана должна сочетаться с импровизированным порядком Сети.

15. Мы не пытаемся подать какую-либо конкретную организацию в качестве идеального средства, обеспечивающего движение по данному вектору развития. То, что нам необходимо (и всегда было необходимо) – это экология организаций, плюрализм сил, резонирующих и взаимно усиливающих друг друга. Сектантство – это предвестник гибели левых в той же степени, что и централизация. И поэтому мы всячески приветствуем экспериментирование с различными типами тактики (даже с теми типами тактики, с которыми мы сами не согласны).

16. У нас есть три конкретных цели, достижение которых мы считаем необходимым в среднесрочной перспективе. Во-первых, нам необходимо выстроить интеллектуальную инфраструктуру. Она должна сыграть ту же роль, что сыграло общество «Мон-Пелерин» в неолиберальной революции, то есть она должна будет создать новую идеологию, новые экономические и социальные модели и новое видение блага, которое должно заменить и превзойти отжившие своё идеалы, правящие нашим миром сейчас. Интеллектуальная инфраструктура должна предполагать не только формирование идей, но также институций и материальных путей внедрения, воплощения и распространения этих идей.

17. Нам необходимо провести широкомасштабную медиа-реформу. Несмотря на кажущуюся демократизацию медиа, которую нам дает Интернет и социальные медиа, традиционные медиа-издания по-прежнему являются важным орудием при выборе и формировании нарративов, не говоря уже о том, что именно они обладают фондами, необходимыми для проведения журналистских расследований. Для того чтобы прекратить практику подачи информации о положении вещей в ее нынешнем виде, необходимо поставить традиционные медиа-издания под народный контроль, причем как можно в большей степени.

18. И, наконец, нам необходимо восстановить различные формы классовой власти. Процесс этот должен выходить за рамки концепции о том, что органически сформировавшийся глобальный пролетариат уже существует. Вместо этого, мы должны попытаться связать воедино разрозненные слои тех, кого лишь частично можно идентифицировать, как пролетариат, что является следствием распространения постфордистских форм прекарного труда.

19. Уже существуют различные группы и отдельные личности, работающие над достижением каждой из этих трех целей по отдельности, однако этого недостаточно – необходимо взаимодействие и обратная связь групп, работающих в каждом направлении, причем таким образом, чтобы такого рода взаимодействие делало работу каждой из них более эффективной. Необходима в данном случае некая позитивная замкнутая схема инфраструктурной, идеологической, социальной и экономической трансформации, генерирующая новую комплексную гегемонию – создающая новую пост-капиталистическую техносоциальную платформу. История говорит нам о том, что системные изменения всегда являлись результатом широкого объединения различных типов тактики и организации. И нам следует извлечь из этого определенные уроки.

20. Для достижения каждой из этих целей на практическом уровне левые акселерационисты должны всерьез подумать над притоком денег и ресурсов, необходимых для строительства эффективной и новой политической инфраструктуры.

Помимо «власти народа» на улицах, нам потребуются финансовые средства, которые мы можем получить у правительств, институтов, аналитических центров, профсоюзов или частных лиц. Мы считаем приток финансов существенным условием для начала реконструкции самой экологии эффективных акселерационистских левых организаций.

21. Мы заявляем, что лишь политика Прометея – политика, стремящаяся к максимальному мастерству управлению обществом и природой способна решить глобальные проблемы и достичь в итоге победы над капиталом. Однако управление в данном случае это не то, о чем говорили наши любимые мыслители эпохи Просвещения. Представления Лапласа о вселенной, как о часовом механизме, которым несложно управлять при наличии необходимой информации – давно уже не соответствуют серьезному научному восприятию мира.

Однако это вовсе не означает, что необходимо равняться на пережитки устаревшего постмодернизма, отвергавшего любое управление, как прото-фашистское и считавшего власть изначально нелегитимной. Вопреки подобной точке зрения, мы считаем, что проблемы, с которыми сталкивается наша планета и наш биологический вид, обязывают нас вернуться к идее управления обществом и природой в ее новом и более сложном виде. И хотя мы не можем предсказать результаты наших действий с точностью, мы можем определить их с определенной доле вероятности. Такого рода комплексный системный анализ должен дополняться новыми формами политического действия, основанными на импровизации и способности формироваться уже непосредственно в ходе практики, решая непредвиденные проблемы в ходе их возникновения, сочетая геосоциальную искусность с изяществом рациональности. В целом же, необходимо абдуктивное экспериментирование, стремящееся найти наилучшие формы действия в нашем сложном мире.

22. Нам необходимо возродить старый аргумент в пользу пост-капитализма: капитализм – это не только несправедливая и извращенная система, но и система, сдерживающая прогресс. Капитализм подавляет наше технологическое развитие, в той же степени, в котором прежде высвобождал его. Акселерационизм – это убежденность в том, что потенциал технологического прогресса может и должен быть высвобожден посредством выхода за рамки, налагаемые капиталистическим обществом.

Движение, стремящееся к преодолению нынешних ограничений, должно включать в себя не только борьбу за глобальное общество, основанное на более рациональных принципах. Мы считаем, что оно должно также возродить мечты, овладевавшие многими с середины XIX столетия до начала неолиберальной эпохи – стремления вида Homo Sapi­ens выйти за рамки планеты Земля и наших физических телесных форм. Подобное видение будущего сегодня считается неким пережитком эпохи наивности, что говорит лишь о свойственном нашему времени дефиците воображения. Именно такого рода стремления дают нам обещание будущего, способное вызывать как эмоциональное вдохновение, так и интеллектуальное пробуждение.

В конце концов, лишь пост-капиталистическое общество, которое станет возможным благодаря акселерационистской политике, способно будет осуществить мечту, которую нам дали космические программы середины XX-го века и выйти за пределы мира, где возможны лишь минимальные технические усовершенствования в мир тотальных всеохватных изменений – в эпоху коллективного самоуправления и совершенно внеземного будущего. И тогда мы сможем полностью реализовать проект эпохи Просвещения – через самокритику человечества достичь самоуправления и избежать самоуничтожения.

23. Мы должны выбирать: либо глобализированный пост-капитализм, либо медленная фрагментация человечества и движение к примитивизму, вечному кризису и планетарной экологической катастрофе.

24. Будущее необходимо конструировать. Наше будущее последовательно уничтожал неолиберальный капитализм – он обещает нам лишь дальнейший рост неравенства, конфликтов и хаоса. Кризис самой идеи будущего является лишь свидетельством исторически регрессивной стадии нашего нынешнего общества, а вовсе не признаком зрелого скептицизма, в чем пытаются нас убедить циники всех разновидностей политического спектра. Акселерационизм стремится протолкнуть будущее относительно более модернистское – иное будущее - будущее альтернативное модернити – то будущее, которое неолиберализм по самой своей природе не в состоянии создать. Будущее необходимо снова взломать – раскрыть горизонт вселенских возможностей мира Запредельного.

Алекс Вильямс, Ник Шрничек

Critical Legal Thinking

Перевод Дмитрия Колесника



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments